Голова фигуры человека общепринято считается мерой (модулем) пропорциональных отношений человеческой фигуры в целом. с размером головы соотносят остальные крупные и мелкие части тела. Начинающему художнику лучше брать за натуру гипсовый слепок (головы Диодумена, Антиноя, Аполлона), так как в этом случае сохраняется статичность и однородность по основному тону, что дает возможность видеть объем и отображать светотеневые градации. Кроме того, на слепоке отчетливо видна закономерность строения, установленная мастерами прошлого в результате многолетних опытов. В классических портретах форма головы является в художественно-обобщенном виде, без деталей (морщин, складок), отвлекающих внимание художника от решения поставленной в данный момент задачи.
Известно, что форма головы образуется следующими частями: лицевая часть и черепная коробка. Пропорции головы человека классически рассматриваются по так называемым линейному размеру и по объёму. В связи с этим голову следует рассматривать в трех независимых измерениях6 фронтальном (вид спереди), профильном (вид сбоку) и горизонтальном (вид сверху).
Следует обратить внимание, что приступая к рисунку именно гипсовой головы, она не внешних точек опоры на плоскость, при помощи которых как правило располагаются предметы в пространстве. Таким образом необходим отдельный прием построения, основанный на использовании внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки позволяют рисовать голову в любом повороте и наклоне.
В первую очередь легкими карандашными линиями проводятся вертикали и горизонтали: намечается линия от середины лба до середины подбородка. Далее намечаются направления глаз, носа, губ. Теперь можно очертить общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, мысленно отделяя для этого лицевую часть, от поверхностей затылка. На этом общем объёме головы, можно более точно выделить положение и пропорции отдельных частей головы.
Опознавательные скуловые точки определяются примерно на уровне середины носа. Имеем ввиду, что ухо и нос человека имеют одинаковые размеры и располагаются на одинаковом уровне.
Существуют определенные эпапы рисования головы человека. Рассмотрим их.
Первый этап— композиционное расположение изображения головы на поверхности бумаги. Второй этап— определение характера формы головы, основных пропорций и пространственного расположения головы человека. Третий этап— изучение линейно-конструктивной основы формы головы и передача на изображении явлений перспективы. Четвертой этап— уточнение и конкретизация рисунка. Пятый этап— работа над светотеневыми градациями. Шестой этап— проработка формы головы отдельными мелкими деталями. Седьмой этап—критическое оценивание итогового рисунка.
В понятии пропорции головы важно учитывать следующие два момента: 1) идеальные пропорции человеческой головы; 2) пропорции, присущие конкретному человеку и в некоторой степени имеющие отличия от идеальных пропорций. Уловить расхождения между ними важно при создании индивидуального портрета. кроме того не следует забывать об элементах асимметрии — они помогают точнее воссоздать портретное сходство с изображаемым.