Композиция графики графического портрета строится в соответствии с задуманным образом произведения. И основные принципы построения композиции «работают» на этот образ. Любой композиционный акт — это создание выразительно-смыслового целого, вот почему достижению цельности композиции всегда уделяется первостепенное внимание. Путь к этому лежит через выделение главных элементов композиции и подчиненных им второстепенных. На изобразительной плоскости выделяется композиционный (сюжетно-композиционный) центр, несущий основную сюжетную завязку. В портретной графике таким центром является голова человека или лицо. Остальные элементы будут считаться второстепенными и должны быть изображены так, чтобы не мешали восприятию главного. Если в портретном произведении есть изображения рук, то в ряде случаев композиционный центр может охватывать и лицо, и руки, углубляя тем сюжетную завязку. Особенно это хорошо видно в портретах и автопортретах художников за работой, где рука на ходится в поле зрения модели и яв ляется активной частью творческого процесса.
Композиционной цельности в графике добиваются при обобщении частей произведения светом или тоном, «сливая» в единые пятна мелкие детали или располагая голову человека так, что на изобразительной плоскости второстепенных деталей не имеется. Таким образом сделан портрет В.В. Маяковского работы Могилевского, так же задумано изображение В.И. Ленина работы Д.С. Бисти.
В учебных работах студентов педагоги добиваются цельности уже в самой постановке модели путем высвечивания направленным светом композиционного центра и выявлением тени предметов, окружающих модель. Величайшим мастером организации композиции светотенью был великий Рембрандт, живописные и графические портреты которого блестяще организованы последовательным ослаблением светотеневых контрастов.
В произведениях, где лицо (голова) человека заполняет большую часть изобразительной плоскости, композиционный центр располагается на какой-либо части лица (чаще всего это глаза). Взаимодействие композиционного, геометрического и зрительного центров происходит в пределах абриса головы, а поиск композиционной цельности проводится посредством организации деталей лица. Но как бы ни располагалось лицо человека на изобразительной плоскости, глаза никогда не совпадают с геометрическим центром композиции. Как правило, они выше него. При совпадении линии глаз изображения со зрительным центром композиции глаза смотрят прямо на зрителя. Это не всегда бывает оправдано, но выглядит эффектно. На автопортрете А. Матисса, приведенном ранее живые глаза знаменитого художника иронично смотрят на нас сквозь большие очки.
В любой портретной композиции, где форму строят линия и штрих, линия и пятно, есть и ритмическая основа, и пластичные связи. Но наиболее ярко выраженные пластичные движения видны в произведениях с ориентацией на графическую фиксацию объемных форм.