Анализ всех групп набросков показывает, что основное художественное средство наброска — линия. Она может быть и однотолщинной, исполненной шариковой ручкой или фломастером, но чаще это разнотолщинная и разнотональная линия, то пропадающая в белизне бумаги, то активно подчеркивающая формы. Такие свойства линии, как ее плавность при нанесении контура, позволяют одновременно выявить и обобщить характер формы, ее пластические качества. Каждый изгиб, утолщение или уменьшение толщины линии должны быть логически оправданы, что-то выражать и отображать. Поэтому огромное значение в наброске приобретает контур. Чем точнее он найден, тем интереснее и острее набросок. Удачно найденная линия контура способна передать большую часть набросочного образа.
Введение в набросок штриха расширяет изобразительные возможности наброска, так как штрих способен убедительно решить пространственные задачи. Зачастую введение в линейный набросок нескольких штрихов позволяет добиться объемных решений. Неизменным правилом для использования штриха в наброске, как и в рисунке, является нанесение штриха «по форме». «Когда рисуешь штрихом… надо вызвать в себе ощущение, что рисуешь по форме изображаемого предмета. Рисуешь лицо, штрих кладешь по лицу, а не по бумаге», — советует П.Я. Павлинов.
Голова человека, имеющая большое количество сложных, переходящих друг в друга форм, — прекрасный объект для применения штриха. Умелое использование штриха в контуре наброска, позволяет сразу же наметить и некоторые объемные признаки формы. Контур, усиленный штрихом, как бы извлекает форму из условного пространства бумажного листа. Сочетая его с умелой моделировкой внутренних форм, можно получить содержательный и выразительный набросок головы. Линейно-пятновые и пятновые (тональные) наброски головы исполняются реже, так как наброски головы в большей степени связаны с рисованием, и художники используют рисовальные инструменты. Можно использовать в работе и перьевую ручку, так как чернила, растекаясь, соединяют штрихи в пятно. Пятновые (тоновые) наброски исполняются кистью в условиях мастерской. Они очень эффектны, но их исполнение требует удобного рабочего места.