Портретные изображения самая распространенная тема в рисовании. Рисунки в своем большинстве исполняются с натуры и фиксируют непосредственные впечатления художника от модели. Именно непосредственность запечатленного на бумаге образа сильная сторона портретного рисунка.
«При создании рисуночного портрета встреча художника с моделью происходит лицом к лицу в прямом и переносном смысле слова: в переносном так как при создании рисунка художник чаще всего не руководствуется заранее избранной, разработанной трактовкой модели, а стремится постичь и запечатлеть ее непосредственно; в прямом так как художник при этом вглядывается в основном в лицо модели и его делает главным, а часто и единственным объектом изображения. Художник как бы изымаетчеловека из его окружения, отрешается от внешних примет, дополнительно о чем-то свидетельствующих о человеке, и внутренне вступает с ним в непосредственное общение.
При таком взгляде на модель и при таком изображении портрет в рисунке более всего говорит о человеке то, что может сказать о нем лицо черты, глаза, выражение».
За один сеанс, а точнее в один сеанс, в основном, рисуется портрет, трудно успеть отобразить предметы, окружающие модель, так как все силы художника «бросаются» на выражение черт портретируемого в конкретный момент времени. Но это не означает, что в рисунке невозможно достаточно полно отразить идеи и ценности, присущие тому слою общества, к которому принадлежит портретируемый.
Через конкретную позу, чертам лица можно дать довольно широкую характеристику модели, отразить стремление к высшему, вечному, показать жизнь в идеях. Ведь лицочеловека отражает связь человека с обществом и ценности общества в той или иной форме входят в «плоть и кровь» человека. Конечно, рисунок-портрет более натуралистичен и конкретен, чем гравированные и живописные портреты. В гравюре и живописи непосредственность более редкое явление, в них достигается наиболее высокая степень обобщения за счет отказа от сиюминутного отражения. «Разумеется, этим самым никак нельзя оспаривать большой ценности рисунков великих художников, например, Рафаэля и Альбрехта Дюрера. Наоборот, в своей области именно рисунки представляют исключительный интерес, ведь тут М.А. Врубель. Портрет B.C. Мамонтова. 1890—1891 Гегель. «Можно созерцать чудо, как весь дух непосредственно воплощается в движение руки, которая с величайшей легкостью, без пробы в монументальном творчестве выражает все, что находится в душе художника», отмечает великий философ Гегель.