В последнее время большое внимание в педагогической публицистике уделяется выбору литературного содержания книг для детского возраста, авторы которых предлагают большое количество разнообразных советов, как наиболее грамотно приучать ребенка к чтению книг, чтобы маленькому человечку было не просто интересно, но и способствовало гармоничному развитию детской личности. Но в дополнение к этим многочисленным рекомендациям хочется рассказать об иллюстрациях, размещаемых издательствами в детских книжках.
Для самых маленьких читателей будет гораздо лучше, если нарисованные литературные персонажи будут в достаточной степени похожи на настоящих людей, зверей, птиц. В настоящее время выпускается такое множество разных книжек. Но иной раз не хочется покупать ребенку лишь бы какую, поскольку на картинках то у тигренка глаза полубезумные, то очередная принцесса Диснея изображает неприкрытое кокетство, то звери нарисованы так странно, что не совсем понятно бычок это или мишка, котенок или лисенок, а бывает и вовсе персонажы раскрашены в совершенно неприемлемые цвета. Существует изобилие различных ненужных деталей в изображениях, помещенных в книжках, например звери наряжены в человеческие одежды. Ребенку не нужна лишняя «мишура». Хотя, конечно , существует и другое мнение. Как правило в детских сказках про животных персонажи изображаются в старинных национальных костюмах: сарафанах, поддевках, кафтанах, на фоне крестьянского или царского быта. Рассмвтривая книжки с подобными иллюстрациями ребенок в какой-то степени знакомится с этнографическими образцами и традициями. Однако вряд ли эти понятия будут доступны даже на уровне подсознания детям дошкольного возраста. Дело в том, что большенство дошколят в действительной жизни всречались не со всеми животными. Некоторых из них они могут видеть только на картинках. Поэтому есть смысл иллюстрировать книги для детей дошкольного возраста реальными изображениями.
Конечно, основным моментом является образное раскрытие содержания художественного текста, использование метафорических средств, так как воображение и образность лежит в природе детского мышления. Образные средства стимулируют развитие фантазии, творческого воображения у детей, формируют их эмоциональную сторону развития, воспитывают культуру эстетического восприятия.
Таким образом, при иллюстрировании детской книги важно объединить познавательную, нравственную и эстетическую сферу деятельности.