Основные художественные средства наброска

Анализ всех групп набросков по­казывает, что основное художест­венное средство наброска — линия. Она может быть и однотолщинной, исполненной шариковой ручкой или фломастером, но чаще это разнотолщинная и разнотональная линия, то пропадающая в белизне бумаги, то активно подчеркивающая формы. Такие свойства линии, как ее плавность при нанесении контура, позволяют одновременно выявить и обобщить характер формы, ее пла­стические качества. Каждый изгиб, утолщение или уменьшение толщи­ны линии должны быть логически оправданы, что-то выражать и ото­бражать. Поэтому огромное значе­ние в наброске приобретает контур. Чем точнее он найден, тем интерес­нее и острее набросок. Удачно най­денная линия контура способна пе­редать большую часть набросочного образа.
Введение в набросок штриха рас­ширяет изобразительные возможно­сти наброска, так как штрих способен убедительно решить пространствен­ные задачи. Зачастую введение в ли­нейный набросок нескольких штри­хов позволяет добиться объемных ре­шений. Неизменным правилом для использования штриха в наброске, как и в рисунке, является нанесение штриха «по форме». «Когда рисуешь штрихом… надо вызвать в себе ощу­щение, что рисуешь по форме изобра­жаемого предмета. Рисуешь лицо, штрих кладешь по лицу, а не по бумаге», — советует П.Я. Павлинов.

Голова человека, имеющая большое количество сложных, переходящих друг в друга форм, — прекрасный объект для применения штриха. Уме­лое использование штриха в контуре наброска, позволяет сразу же наме­тить и некоторые объемные призна­ки формы. Контур, усиленный штри­хом, как бы извлекает форму из условного пространства бумажного листа. Сочетая его с умелой модели­ровкой внутренних форм, можно по­лучить содержательный и вырази­тельный набросок головы. Линейно-пятновые и пятновые (тональные) наброски головы испол­няются реже, так как наброски го­ловы в большей степени связаны с рисованием, и художники исполь­зуют рисовальные инструменты. Можно использовать в работе и перь­евую ручку, так как чернила, расте­каясь, соединяют штрихи в пятно. Пятновые (тоновые) наброски исполняются кистью в условиях мас­терской. Они очень эффектны, но их исполнение требует удобного ра­бочего места.

Добавить комментарий