Портретные рисунки

Портретные изображения са­мая распространенная тема в рисо­вании. Рисунки в своем большинст­ве исполняются с натуры и фикси­руют непосредственные впечатления художника от модели. Именно непосредственность запечатленно­го на бумаге образа сильная сто­рона портретного рисунка.

«При создании рисуночного порт­рета встреча художника с моделью происходит лицом к лицу в пря­мом и переносном смысле слова: в переносном так как при созда­нии рисунка художник чаще всего не руководствуется заранее избран­ной, разработанной трактовкой мо­дели, а стремится постичь и запе­чатлеть ее непосредственно; в пря­мом так как художник при этом вглядывается в основном в лицо мо­дели и его делает главным, а часто и единственным объектом изобра­жения. Художник как бы изымаетчеловека из его окружения, отреша­ется от внешних примет, дополни­тельно о чем-то свидетельствую­щих о человеке, и внутренне всту­пает с ним в непосредственное об­щение.

При таком взгляде на модель и при таком изображении портрет в рисунке более всего говорит о че­ловеке то, что может сказать о нем лицо черты, глаза, выражение».

За один сеанс, а точнее в один се­анс, в основном, рисуется портрет, трудно успеть отобразить предме­ты, окружающие модель, так как все силы художника «бросаются» на выражение черт портретируемого в конкретный момент времени. Но это не означает, что в рисунке невоз­можно достаточно полно отразить идеи и ценности, присущие тому слою общества, к которому принад­лежит портретируемый.
Через конкретную позу, чертам лица можно дать довольно широкую характеристику модели, отразить стремление к высшему, вечному, показать жизнь в идеях. Ведь лицочеловека отражает связь человека с обществом и ценности общества в той или иной форме входят в «плоть и кровь» человека. Конечно, рисунок-портрет бо­лее натуралистичен и конкретен, чем гравированные и живописные портреты. В гравюре и живописи непосредственность более редкое явление, в них достигается наиболее высокая степень обобщения за счет отказа от сиюминутного отражения. «Разумеется, этим самым никак нельзя оспаривать большой ценно­сти рисунков великих художников, например, Рафаэля и Альбрехта Дюрера. Наоборот, в своей области именно рисунки представляют ис­ключительный интерес, ведь тут М.А. Врубель. Портрет B.C. Мамонтова. 1890—1891 Гегель. «Можно созерцать чудо, как весь дух непосредственно воплощается в движение руки, которая с вели­чайшей легкостью, без пробы в мо­нументальном творчестве выража­ет все, что находится в душе худож­ника», отмечает великий фило­соф Гегель.

Добавить комментарий