В детском творчестве до юношеского перелома и в искусстве тех высокоразвитых народов древности, где способ простейшего художественного отражения мира превратился в особо оформленный стиль, мы не найдем иллюзорного построения пространства на горизонтальной плоскости.
Плоскость холста с данными изображениями принимается зрителем
к а к плоскость геометральная, на которой раполагается то или иное действие, размещаются изображения отдельных предметов или их групп.
Разделение пространства достигается способом расположения изображаемого объекта по горизонтальным поясам, параллельным верхнему и нижнему краям картины. Пространственная связь между глубинами обозначает или перпендикулярной линией, или диагональю, например, дорогой, как это обычно в раннем детском творчестве или каким-либо иным обозначением движения. Точек зрения на организуемое таким образом пространство как правило не менее двух, иногда — огромное количество: одна — верх- утверждающая геометральную плоскость, остальные боковые, однако боковые изменяются в зависимости от положения предмета и направления его движения. Так, если изображаемая фигура перемещается по линии, соединяющей передний план с задним, то она помещается перпендикулярно линии движения. Изменения боковых точек зрения осуществляются и от воображаемого положения зрителя, рассматривающего картину изнутри или снаружи, причем первое преобладает.
Так происходит, например, развертывание дома, карусели. Большая численность боковых точек зрения сводится к единству начального и конечного восприятия, управляемого силуэтным боковым изображением доминирующего сюжета или впечатления, всегда перпендикулярным нижней и верхней сторонам творческой работы. Величина изображений — за пределами перспективного сокращения.
Можно сделать вывод что, пространственное построение в искусстве стилизующем примитивную манеру пространства имеет не иллюзорный, а подлинно реалистический и символический характер, зависит не от впечатления, а от стремления увидеть и показать пространство и изображаемые в нем объекты, во-первых, в непосредственной их реальной назначенности, вводя только координатно-масштабные изменения; во-вторых, синтетически-познавательно, со стороны их базовых функций и категорий. При этом всеми способами, приемами и методами изображения художник утверждает плоскость, исходя из нее и возвращаясь к ней. В сущности, здесь дается своеобразная проекция как бы с одной плоскости на другую, параллельную первоначальной.
Здесь пространство глубинное предполагается как геометральный план, в котором глубинное пространство осуществляется действием – движением по нему. Такую художественную концепцию изображения глубинного пространства можно считать визуальным отражением процесса первичного познания пространства и объемов посредством двигательных и осязательных ощущений.