В качестве основания для рисования чаще всего художники используют холст и картон, гораздо реже – фанерную доску. Преимуществом холста являются легкость, большой размер, возможность свертывания в рулон, транспортабельность.
К недостаткам холста относится то, что при небрежном отношении его можно легко порвать. Нити холста, находясь под постоянным напряжением (а в натянутом на подрамнике холсте именно это и происходит), постепенно вытягиваются, холст начинает обвисать. Холст чутко реагирует на изменения температурно-влажностного режима помещения, в котором он находится. Особенно заметно реагирует на влажность холст с редким переплетением.
Холсты для живописи должны быть ровными, не иметь узлов, утолщений и утоньшений нитей и посторонних включений. Плотность холста на всей площади предполагаемой картины должна быть одинаковой. От равномерной плотности холста зависит равномерное растяжение и сжатие при переменах температуры и влажности. Неравномерность вызывает расшатывание связи холста с грунтом и преждевременное старение произведения.
Наша промышленность выпускает холсты, различающиеся по плотности, толщине и переплетению нитей (то, что художники называют фактурой, зернистостью), по характеру льноволокна и способу ткачества.
Выбор того или иного холста во многом зависит от размера картины и от манеры, в которой пишет свои работы художник. Само собой понятно, что для гладкой тонкослойной живописи холст должен быть мелкозернистый, плотный. Фактурная пастозная живопись должна иметь более толстое, крепкое основание. Гладкое письмо на крупнозернистом слое требует для себя излишнего наслоения грунта,что недопустимо.
Льняные холсты можно подразделить на изготовленные из пряжи длинного волокна и изготовленные из пряжи короткого волокна (очеса). Холст из льняного длинного волокна качественно лучше, чем из пряжи короткого волокна. Льняная пряжа имеет более ровную нить по своей толщине. Пряжа из очеса очень неравномерна, имеет много остатков костры (соломы).
Все холсты при намокании дают усадку. Величина усадки у разных холстов разная, колеблется от 2 до 10%. По основе холсты садятся больше, чем по утку. После натяжки на подрамник холст обычно смачивают горячей водой, слегка проминают, высушивают и вновь подтягивают, так как при высыхании холст обвисает. Считается , что при такой обработке холст стабилизируется.
Наблюдения не одного поколения художников показали, что картины лучше сохраняются на плотных холстах. Живопись, написанная на редком холсте начинает разрушаться значительно раньше. Образуется мелкая сетка кракелюра по нитям холста и осыпи красочного слоя вместе с грунтом.
К материалам и оборудованию для художника относится сангина. Это мягкий графический материал, который очень часто используют в своей деятельности художники. Об особенностях использования этого материала рассказывается на нашем сайте.