Закономерности визуального восприятия при композиционном построении

Прежде всего, необходимо ответить на один крайне важный вопрос: для всех ли видов произведений изобразительного искусства справедливы законы и выводы теории визуального восприятия? Ответ предельно ясен и прост. Визуально воспринимая любые произведения искусства, как и любые другие объекты и предметы окружающего мира, мозг и психика человека действуют примерно одинаково. Поэтому закономерности теории визуального восприятия, действующие на психофизическом уровне, справедливы и творчески плодотворны для любых видов изобразительной деятельности. Эти закономерности могут использоваться как при композиционном построении произведений, так и для их искусствоведческого анализа. Для успешного создания и анализа художественных композиций теория визуального восприятия подготавливает естественную теоретическую основу. Общим философским обоснованием использования законов визуального восприятия при создании художественных композиций является философский тезис, утверждающий, что целое всегда больше, чем сумма его частей.

Знание закономерностей теории визуального восприятия дает художникам возможность достичь двух главных целей:

— овладеть принципами создания композиции произведений изобразительного искусства, основанными на психологии и физиологии человека, и с их помощи достичь гармонии и единства своих произведений;

— получить возможность «увидеть композицию глазами зрителей».

Выделяют пять основных законов визуального восприятия. Это законы завершения, продолжаемости (или движения), подобия, соседства, выравнивания.

Смысл этих закономерностей и характер их действия легче всего понять с помощью графических схем. Упрощенные композиционные схемы используют для того, чтобы обилие объектов и элементов картины не затемняло сущности закона и не отвлекало от его глубинного содержания.

Вашему вниманию предлагается обучающее видео по применению законов визуального восприятия при построении композиции в акварельной технике живописи. Однако применять и представлять обучающие схемы нужно значительно шире, чем это представлено в видео уроке.

Добавить комментарий