Симметрия и асимметрия в портретных композициях и изображениях головы человека применяются художниками так же, как и в других произведениях искусства. Усиление симметричности позволяет достигнуть впечатление покоя, величественности, особой торжественности и значимости момента. Части, расположенные по одну и другую сторону от оси симметрии, рассматриваются как части целого. Объединяющего в данных частях больше, чем разъединяющего.
В большинстве случаев в портретах применяется одна ось симметрии, делящая изобразительную плоскость на левую и правую половины, которые находятся в относительном равновесии. Уравновешивание достигается размером, тоном или количеством цветовых пятен на левой и правой стороне композиции.
Равновесие касается как самих пятен, так и поля между ними. Относительное равновесие левой и правой сторон изображения головы человека неплохо выражено в рисунке молодой девушки П. Пикассо. Некоторый уход осевой линии лица от осевой линии симметрии всей композиции уравновешен мощным утолщением абриса лица на правой части изобразительной плоскости.
Асимметрия в обыденном ее понимании — это отклонение от строгой симметрии, — это не явная асимметрия, а уже первый шаг в ее сторону. Так утрата какой-либо части строго симметричной композиции все равно позволяет зрителю судить о целой симметричной форме, которая восстанавливается по имеющимся частям. Асимметрия в полном объеме начинается там, где утрату части изображения невозможно точно восстановить, а понять закономерность построения можно только в относительном приближении. Поскольку лицо человека симметрично и форма лица имеет ось симметрии, то портретные композиции в целом достаточно симметричны. Резкий сдвиг композиционного центра изображения головы человека вправо или влево от осевой линии изобразительной плоскости придает композиции асимметричность, но это еще не асимметрия.
В художественном творчестве симметрия и асимметрия обычно воспринимаются вместе во словами «статика» и «динамика». Асимметрия по своей природе «настроена» на более активные связи с окружающей средой, а асимметричные композиции динамичны. Симметричные композиции находятся в спокойной взаимосвязи со средой, так как среда в целом тяготеет к статике.
Рассматривая симметрию и асимметрию, статику и динамику в портретных изображениях, можно говорить о внешней симметрии — статике и внутренней асимметрии — динамике. Самыми насыщенными внутренней динамикой портретными
композициями считаются работы А. Матисса и О. Домье, в которых изображения строятся линией свободно движущейся по бумаге и словно живые наполняют формы трепетной пульсирующей массой. Белая бумага позволяет «двигаться» линии в плоскости листа свободно и непринужденно. Ощущение движения можно достигнуть, используя размытый фон, позволяющий объектам постепенно исчезать в пространстве. Приемом, стимулирующим движение в портрете, следует считать сознательно оставленное свободное пространство перед лицевой частью головы человека.