Симметрия и асимметрия в порт­ретных композициях

Симметрия и асимметрия в порт­ретных композициях и изображениях головы человека применяются ху­дожниками так же, как и в других произведениях искусства. Усиление симметричности позволяет достиг­нуть впечатление покоя, величест­венности, особой торжественности и значимости момента. Части, распо­ложенные по одну и другую сторо­ну от оси симметрии, рассматрива­ются как части целого. Объединяю­щего в данных частях больше, чем разъединяющего.

В большинстве случаев в портре­тах применяется одна ось симмет­рии, делящая изобразительную плоскость на левую и правую поло­вины, которые находятся в относи­тельном равновесии. Уравновеши­вание достигается размером, тоном или количеством цветовых пятен на левой и правой стороне композиции.

Равновесие касается как самих пя­тен, так и поля между ними. Отно­сительное равновесие левой и пра­вой сторон изображения головы человека неплохо выражено в ри­сунке молодой девушки П. Пикассо. Некоторый уход осе­вой линии лица от осевой линии сим­метрии всей композиции уравнове­шен мощным утолщением абриса лица на правой части изобразитель­ной плоскости.

Асимметрия в обыденном ее по­нимании — это отклонение от стро­гой симметрии, — это не явная асим­метрия, а уже первый шаг в ее сто­рону. Так утрата какой-либо части строго симметричной композиции все равно позволяет зрителю су­дить о целой симметричной форме, которая восстанавливается по имею­щимся частям. Асимметрия в пол­ном объеме начинается там, где ут­рату части изображения невозмож­но точно восстановить, а понять за­кономерность построения можно только в относительном приближе­нии. Поскольку лицо человека сим­метрично и форма лица имеет ось симметрии, то портретные компози­ции в целом достаточно симмет­ричны. Резкий сдвиг композицион­ного центра изображения головы человека вправо или влево от осевой линии изобразительной плоскости придает композиции асимметрич­ность, но это еще не асимметрия.
В художественном творчестве симметрия и асимметрия обычно воспринимаются вместе во словами «статика» и «динамика». Асиммет­рия по своей природе «настроена» на более активные связи с окружаю­щей средой, а асимметричные ком­позиции динамичны. Симметрич­ные композиции находятся в спо­койной взаимосвязи со средой, так как среда в целом тяготеет к статике.
Рассматривая симметрию и асим­метрию, статику и динамику в порт­ретных изображениях, можно гово­рить о внешней симметрии — статике и внутренней асимметрии — дина­мике. Самыми насыщенными внут­ренней динамикой портретными
композициями считаются работы А. Матисса и О. Домье, в которых изображения строятся линией сво­бодно движущейся по бумаге и слов­но живые наполняют формы трепет­ной пульсирующей массой. Белая бумага позволяет «двигаться» ли­нии в плоскости листа свободно и не­принужденно. Ощу­щение движения можно достиг­нуть, используя размытый фон, позволяющий объектам постепенно исчезать в пространстве. Приемом, стимулирующим движение в порт­рете, следует считать сознательно оставленное свободное пространст­во перед лицевой частью головы че­ловека.

Добавить комментарий